Сложность юридической помощи, по подобного рода проблемам, в том, что почти в 100% случаев для установления истины требуется медицинская экспертиза – долгая, сложная и дорогостоящая процедура. Иного пути, к сожалению, нет, вне зависимости от пути, по которому идет пациент, защищающий свои права. Ибо в подобных случаях вред причиняется такому нематериальному благу, как здоровье, и сделать вывод об ошибке, или злом умысле специалиста-врача может только врач-эксперт.
Столкнулись с некачественным оказание медицинской помощи? Профессиональная юридическая консультация звоните, поможем - 8 (499) 113-08-45. Внимание! Мы оказываем бесплатную юридическую консультацию на условиях федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ
В нижеизложенном тексте, я попытаюсь осветить основные этапы противостояния пациент-больница и дать практические советы.
Как поступает обычный гражданин, столкнувшийся с некачественным оказание медицинской помощи, а иногда и вовсе с причинения вреда в медицинском учреждении? Ну посетует, повозмущается, в лучшем случае напишет жалобу и привычно понесет ее в департамент здравоохранения. Но дело в том, что «департамент здравоохранения» это руководящий орган, отвечающий за качество услуг, оказываемых во всех государственных медучреждениях и призванный отслеживать огрехи в работе подведомственных структур.
Любой брак, выявленный в работе лечебно-профилактического учреждения – это минус в работе всего ведомства. Именно поэтому «медицинские инстанции» весьма вяло реагируют на бесчинства своих подчиненных. Надежда на то, что «большое» медицинское начальство заступится за пациента и накажет нерадивых подчиненных остается только надеждой. Из этого следует, что ждать от департамента здравоохранения независимого исследования качества и объема медицинской услуги, оказанной заявителю, не результативно.
Пожалуй, есть только одно направление, по которому данное ведомство может высказать независимую, в правовом смысле, точку зрения, это когда некачественная медицинская услуга оказана в частном лечебном учреждении.
Таким образом, «жалобный способ» является наименее эффективным, хотя совсем сбрасывать его со счета не стоит. При решительной защите нарушенного права все законные средства хороши. Переписка с медицинскими инстанциями, как дополнительное направления борьбы за свои права, себя оправдывает. Во всяком случае, впоследствии, в судебном процессе, накопленная жалобная переписка может создать у судьи «нужное» настроение. И, несмотря на то, что основной принцип вынесения судебного решения – объективность, не стоит забывать о том, что судьи – тоже люди, которые, несомненно, болеют.
В соответствии с существующими принципами современного отечественного законодательства, любой участник гражданско-правовых отношений (в том числе и в медицинской сфере), наделен достаточно широкими полномочиями по защите своих прав. Надо только помнить, что пациент – равноправный участник именно гражданско-правовых, а не административных отношений. И если в прежние годы, ему отводилась роль бесправного просителя, то сейчас – абсолютный паритет.
Далее, я изложу план действий пациента, которому отказано в оказании медицинской помощи, либо медицинские услуги оказаны некачественно или не в полном объеме.Адресат в этом случае – заведующий соответствующим отделением и/или главный врач ЛПУ.
Пример из практики:
Пациентка Ч, 70 лет, диагноз: закрытая черепно-мозговая травма.
Несмотря на регулярные жалобы, была выписана домой для долечивания. После выписки произошла потеря памяти, координации, парализовало правую часть тела. Повторно госпитализирована и прооперирована.
Планируется повторная операция в марте 2010г. При выписке, обязательная рекомендация – пройти томографическое исследование (взяв направление в поликлинике по месту регистрации). Поликлиника ставит в очередь на лето 2010г.
Заявления пациентки касательно необходимости оперативного вмешательства игнорируются, тем самым вынуждая пациентку пройти необходимое исследование на платной и весьма недешевой основе.
После получения консультации у специалистов пациентка обратилась письменно на имя заведующего соответствующего отделения, а также главного врача поликлиники.
К заявлению были приложены копии медицинских документов, подтверждающих неотложность проведения исследования. Медицинское руководство, осознавая, что на них ложиться ответственность за человеческую жизнь, причем буквально, оказало содействие пациентке в прохождении исследования незамедлительно и бесплатно.
Из вышеизложенного можно сделать вывод , что обращаться к медицинскому начальству значительно эффективнее в письменном виде, как говориться «под входящий», ибо это лишает недобросовестных медиков возможности сложить с себя ответственность в случае возникновения вредных последствии.
Адресат – собственно лечебно-профилактическое учреждение, как юридическое лицо. Этап ответственный, даже основополагающий. Грамотно, полно и последовательно составленная претензия на некачественное оказание медицинской помощи – это основа всего процесса по защите нарушенного права. Зачастую, ее одной достаточно, что бы оппоненты осознали свою неправоту и компенсировали причиненный ущерб.
Претензия – строго юридический документ. Если вы неплохо писали сочинения в школьные годы, это не значит, что составление этого документа не вызовет у Вас затруднений. Руку профессионального юриста видно сразу и всем, включая Вашего оппонента. Не исключено, что после ознакомления с грамотно составленным претензионным документом, оппонент иначе начнет оценивать свои шансы на победу в споре.
По общему правилу, претензия оформляется в 2 экземплярах, один передается главному врачу медучреждения, через секретаря, на 2-м экземпляре, который Вы оставляете себе, делается отметка о принятии (дата, должность принявшего, подпись, а иногда и входящий номер). При передаче претензии обязательно осведомитесь о существующем порядке ответов на подобные документы, а именно:
кому расписывается, в какие сроки проводится проверка, как скоро ждать ответа, и по какому телефону интересоваться о движении претензии.
Скорее всего, на большинство заданных вопросов ответов Вы не получите.
не столько важны ответы, сколько оставленное Вами впечатление. А вы должны производить впечатление компетентного человека, знающего свои права и серьезно настроенного на результат.
Если ответ на претензию Вас не устроит, а скорее всего так и будет (либо оппоненты будут всячески уклоняться от мотивированного ответа и разводить волокиту), не стоит тратить время на аналогичную переписку с вышестоящим медицинским начальством – ответ, скорее всего, будет однотипными (одно же ведомство). В данном случае, обращение в суд – единственный реальный путь защиты нарушенного права.
Единого шаблона поведения на данном этапе нет.
Но есть смысл осветить основные моменты.
Резюмировать можно следующим: прежде чем ввязываться в судебную тяжбу, нужно быть уверенным в том, что Ваши исковые требования обоснованны, исковое заявление содержательно и процессуально верно, а дело имеет перспективу, а такую уверенность может вселить либо развеять только специалист. Посему, чтобы не отвлекать бесперспективными исками и без того перегруженные суды не пренебрегайте профессиональной помощью.
[contact-form-7 id="5397" title="Вопрос в статье информер"]